Стоит ли нам классифицировать рафты?
В каякинге с годами появилась интересная тенденция классифицировать рафты. Учитывая, что многие гребцы пересекаются между этими видами спорта, удивительно, что рафтинг не перенял классификацию рафтов по широким категориям. По мере того как мы становимся более опытными в той или иной теме, нам требуется все больше конкретики для описания схожих, но функционально различных понятий. Поэтому мы решили попробовать создать классификацию рафтов.
Как помогает классификация рафтов?
Мы получаем множество вопросов о том, на каком рафте отправиться на реку. Разные рафты имеют совершенно разные эксплуатационные характеристики. У каждого есть свои предпочтения по стилю рафта, и в разных регионах в зависимости от местных условий будут более популярны разные конструкции.
Одна из особенностей нашей индустрии заключается в том, что дизайн и популярность рафтов варьируются в зависимости от региона, поскольку реки в разных геологических зонах немного отличаются друг от друга, несмотря на то, что вода имеет тенденцию создавать одинаково предсказуемые особенности в целом. Стоит обратить особое внимание на то, как местные жители обустраивают и кастомизируют свои рафты.
Классификации рафтов
Важно отметить, что не каждый рафт идеально вписывается в каждую категорию. Хотя вы, конечно, можете спуститься по большому водному участку реки на игровом рафте, это может быть не самым приятным опытом, так как подобное может оставить вас довольно незащищенным. Вот наши мысли о том, как классифицировать рафты в целом.
-
Игровые рафты
-
Рафты для ручьев (для небольших рек)
-
Речные бегуны (для средних рек)
-
Рафты для большой воды
-
Моторные рафты
За пределами этих категорий есть несколько специальных категорий, которые мы не рассматривали, поскольку они менее распространены, особенно для обычных лодочников. Также в этом материале мы не рассматриваем катамараны, так как хотели бы рассказать о них в отдельной статье.
Игровые рафты
У каякеров есть игровые лодки, как и у рафтеров. Если вы хотите отправиться на прогулку по местному водоёму и сделать её немного более увлекательной, то этот класс рафтов для вас. Игровые рафты обычно имеют длину 2900-3350 мм. и они очень узкие. Диаметр баллонов обычно находится в диапазоне 430-480 мм. Многие из этих рафтов имеют уменьшающиеся баллоны и представляют собой конструкцию с двумя перекладинами. Ширина (или поперечное сечение) часто бывает очень маленькой - менее 1800 мм.
За последние 5 лет эти рафты стали очень популярны, так как они компактны, имеют небольшой вес, низкую стоимость и очень увлекательны в управлении. Их цена, как правило, не превышает 90000 р., и это экономичный выбор для пары, покупающей свой первый совместный рафт. Такие рафты очень легко перемещать и управлять ими. Уменьшающаяся конструкция баллонов делает эти рафты очень маневренными и легкими для серфинга, так как снижает профиль сопротивления днища и оптимизирует поток через баллоны. Как правило, вес рафта не превышает 32 кг., что делает его наиболее удобным для катания.
Недостатком этого является то, что игровые рафты по своей природе являются очень неустойчивыми. Из-за узкой ширины их легко перевернуть, когда их занесет. Большая вероятность повернуться боком на большой волне или когда вы быстро начинаете перемещаться на другую сторону рафта. Их лёгкость в управлении может стать недостатком, если в воде много ям, расположенных близко друг к другу. Эти рафты также очень "скользкие", если воспользоваться термином из каякинга. Игровые рафты отлично справляются с течениями, но они также могут быстро перевернуться на сильном вихревом препятствии (водовороте), если вы не знаете, как правильно управлять рафтом.
В конечном счете, стиль и дизайн рафта делают его более интересным, если вы обладаете более высоким уровнем мастерства. Опытный рафтер может многое сделать с рафтом, в то время как новичок может чувствовать себя в нем очень неуверенно. Другая особенность игровых рафтов заключается в том, что, хотя они могут отлично управляться с хорошей командой, они часто слишком коротки, чтобы правильно преодолевать большие пороги. Многие рафтеры часто жалуются, что такие короткие рафты легко переворачиваются или разворачиваются боком на порогах. Чтобы получить максимальную отдачу, вы должны иметь твердое представление как о чтении реки, так и об управлении весом в рафте.
Популярные модели игрового рафта
Рафты для ручьев (для небольших рек)
Это, пожалуй, самый универсальный рафт. Длина рафтов обычно составляет 3500–3900 мм. У этих рафтов часто бывает узкая корма (шириной менее 1800 мм.), чтобы можно было легко объезжать камни и проскальзывать в щели. Диаметр баллонов варьируется в широких пределах, но обычно составляет 450–500 мм. В таких конструкциях популярны уменьшающиеся в диаметре баллоны, которые снижают устойчивость, но повышают маневренность при вращении. Типичные рафты для ручьев имеют конструкцию с двумя перекладинами и оптимизированы для R2. Распашные весла встречаются здесь реже, так как рафт более маневренный с гребцами и может вмещать до 4 гребцов.
Эти рафты часто считаются одними из самых интересных на рынке. Они хорошо справляются с большинством задач и отлично подходят для самых разных путешествий. Рафты для ручьев отлично подходят для крутых перепадов. Стабильность таких рафтов часто довольно хороша даже при быстром течении, но большие ямы все равно могут вызывать удары. Основное преимущество заключается в том, что благодаря длине рафт легко поворачивать, а ширина делает его очень маневренным. Вес также является преимуществом рафта для ручьев, поскольку они часто бывают около, но редко превышают 50 кг.
Некоторые люди предпочитают более крупные баллоны для большей плавучести и более высокой посадки в воде. В зависимости от того, по каким глубинам вы ходите, и от материалов, из которых изготовлен рафт, это может помочь вам легче скользить по камням, так как у рафта меньшая осадка, но вы рискуете получить большую площадь поверхности баллонов, за которую можно зацепиться.
Рафты для ручьев по-прежнему не показывают выдающихся результатов в условиях большой воды. Если вы привыкли к коммерческим рафтам или к большим водным трассам, то такой рафт будет казаться вам довольно хлипким и незащищенным. Рафты также могут быть тесными для R4, но в R2 у вас будет много места, где можно расположиться. В этих рафтах можно уверенно грести, но, опять же, это маленькие рафты, и если вы сидите высоко, это может негативно сказаться на вашем центре тяжести.
Популярные модели рафтов
Речные бегуны
Это классический рафт длиной 3900-4450 мм. В целом, эти рафты являются рабочими лошадками в мире коммерческого рафтинга. Ширина этих рафтов обычно составляет от 1800 до 2100 мм, а диаметр баллонов - от 500 до 560 мм. Большинство рафтов имеют 3 перекладины. Это очень устойчивые платформы, особенно по мере их расширения, и обладают большой плавучестью для перевозки тяжелых грузов. Вес рафтов этого класса составляет 45-70 кг в зависимости от производителя и желаемых дополнительных опций, которые вы на них захотите установить. Речные бегуны - хороший выбор рафтов под управление веслами, так и распашными лопастями.
Этот рафт справится со всеми задачами, которые вы перед ним поставите, ведь большинство рафтов такого размера, представленных на рынке, были разработаны для коммерческого использования. Рафт такого класса можно встретить на большинстве рек России. В нем легко могут разместиться 6 гребцов, а в крайнем случае - 12 (экстремальный сценарий, мы знаем). Для небольших экипажей с веслом этот класс рафтов отлично подходит для многодневных путешествий. Он пригоден для использования в качестве моторного рафта, но становится менее идеальным, когда речь заходит о большом количестве снаряжения в течение нескольких дней. На рафте такого класса можно отлично провести ночь или несколько дней, так как вы можете легко грести, имея достаточно снаряжения для небольшой группы и достаточно места для всего, что вы хотите взять с собой.
Этот тип рафта немного страдает при движении в небольших реках. Вес рафта немного великоват для маленьких гребцов, так как переносить рафт тяжело, и он страдает от ускорения на воде, когда в нем всего 2 человека. Модели меньшего размера могут подойти, но из-за их длины может быть сложно передвигаться в бурной воде. Рафт часто достаточно хорошо выдерживает большие волны. В то же время этот класс рафтов слишком мал и неустойчив для действительно больших полноводных рек.
Популярные конструкции речных рафтов
Рафты для большой воды
Эти рафты по-настоящему блистают при огромных объемах воды в десятки тысяч кубометров и выше. Рафты этого класса чаще всего имеют длину 4500-5500 мм и ширину около 2100-2450 мм. Диаметр баллонов составляет 550-610 мм. Этот рафт может перевозить огромное количество снаряжения в многодневных походах или тонну гребцов. Нередко можно увидеть рафт этого класса, перевозящий 10-12 человек во время однодневного путешествия по большой воде. Рафты этого класса обычно весят 65-90 кг.
Объем воды, по которой часто ходят эти суда, требует гораздо большей устойчивости и мощности, поэтому именно для этого они и созданы. Это сверхпрочные баржи, которые могут тащить тонну груза по воде и отлично держаться на воде. Эти рафты оснащены множеством перекладин и являются отличными платформами для снаряжения, если они должным образом оборудованы для гребли. Эти рафты отлично работают на реках большого объема и на участках с большими ямами и волнами. Большое сопротивление, которое испытывают эти рафты, может быть преимуществом, если вода движется быстро и вы попадаете в большую волну или водоворот, поскольку эти рафты могут развивать скорость, сравнимую со скоростью товарного поезда.
Эти рафты не предназначены для маленьких рек, поскольку они слишком велики, чтобы поместиться в небольшом водоразделе. Реки умеренного объема - это вообще проблема для таких рафтов. Огромный вес рафта превращает управление в мучение, особенно если вы перевозите много людей или снаряжения. Эти рафты также страдают от медленного разгона в конфигурации рафта с распашными веслами. Они гораздо эффективнее в комбинации весло/весло с кормовым управлением или только с веслом. Вес - еще одна серьезная проблема, поскольку небольшой экипаж с трудом сможет сдвинуть этот рафт с места, так как он обладает большим сопротивлением на воде. Такие рафты гораздо реже встречаются на обычных реках, если только вы не находитесь в районе с большой водой.
Популярные модели рафтов для большой воды
Моторные рафты
Самая безопасная спасательная лодка для быстрой воды!
Эллиптическая форма всех моторных рафтов серии ЛИМПЕЯ E делает их очень маневренными в самых бурных водах. Сравнительно меньшая ширина делает возможным и удобным плавание по небольшим рекам. Его конструкция позволяет плавно скользить и резко рассекать волны.
Приподнятая и слегка заостренная носовая часть обеспечивает повышенную маневренность. Плоская кормовая часть создает ровную платформу, которая гарантирует вам превосходную устойчивость при управлении.
Что делает моторизованный рафт особенным?
- Узкий корпус: Моторизованный рафт ощущается значительно более узким, чем другие рафты.
- Уникальный дизайн носовой части: Носовая часть моторных рафтов заострена и лучше отводит воду, чем круглые рафты. Кроме того, она поднимается под достаточным углом, что дает этому рафту преимущество при прохождении падений и глубоких ям.
- Прямые боковые баллоны: Моторизованный рафт движется прямо, благодаря своей форме, включая прямые боковые баллоны.
- Удобная для гида корма: Если кому-то и нужна хорошая платформа, так это гиду. Если он не может занять нужную позицию, у всех будут проблемы. Квадратная форма и низкий подъем кормы моторного рафта, делают ее удобной для установки мотора мощностью до 10 л.с. и для гида.
Важные соображения, касающиеся формы рафта
Стандартные рафты с одинаковыми баллонами
Стандартные баллоны имеют одинаковый диаметр по всей внешней стороне. Это более традиционная конструкция рафтов, и она, безусловно, имеет свои преимущества во многих ситуациях. Такие рафты, как правило, обладают большей устойчивостью, поскольку внутребаллонное пространство имеет более равномерную ширину по всему рафту, что помогает бороться с переворачиванием. Эта особенность рафта также увеличивает вместимость за счет большего внутреннего пространства. Именно поэтому такая конструкция популярна среди экипировщиков или в многодневных походах, так как вы можете перевозить больше снаряжения и людей. Притупленная носовая часть помогает замедлить движение рафта на крутых спусках, делая удары менее сильными. Эта особенность также может смягчить удары или предотвратить опрокидывание рафта, если угол столкновения немного отличается от ожидаемого.
Притупленный нос имеет свойство отскакивать от таких предметов, как волны и ямы. Если у вас недостаточно мощности, чтобы перескочить через яму, такая конструкция может потерять весь свой импульс на таких участках, что приведет к потере контроля. Некоторые рафтеры также считают, что удар становится гораздо более сильным, когда рафт замирает на камне или на дне большого крутого спуска.
Рафты с уменьшающимися баллонами
Рафты с уменьшающимися баллонами уменьшаются в диаметре по мере продвижения от середины рафта к носу или корме. Популярный рафт Камчатка (15 футов) - серия Путешественник - отличный пример такой конструкции. Одно из главных преимуществ такой конструкции - меньшая площадь поверхности и, следовательно, меньшее сопротивление на дне рафта, что позволяет ему быстрее разгоняться, быть более спортивным и проворным с хорошей скоростью вращения. Кроме того, такие рафты обычно имеют более заостренный нос по сравнению со стандартными рафтами с прямыми баллонами, что может помочь им преодолевать волны или ямы. Такие рафты быстрее вращаются и легче проходят ямы.
Этот тип конструкции часто оказывается менее устойчивым, поскольку имеет более обтекаемую форму и часто более узкую ширину в передней и задней трети рафта. Рафтеры должны знать о некоторых особенностях таких конструкций: они склонны отклоняться вбок на сильных волнах или на дне крутых перепадов. Относительная легкость управления рафтом также может быть палкой о двух концах, поскольку он может быть склонен к поворотам, когда вы этого не хотите.
Какой тип рафта мне подходит?
На этот вопрос сложно ответить, и здесь нет одного хорошего ответа. Нам всегда нравится использовать правило 51 %. Спросите себя, на каком типе реки вы проводите больше половины времени. Если вы любитель рафтов из центра России, то, возможно, вы чувствуете себя как дома на рафте для ручьев или рафте для игр. Если вы много ходите по большой воде в Сибири, то вам больше подойдет лодка для большой воды, а если вы ходите по маленьким речушкам, то вам больше подойдет рафт для игр.
Если вы только что приобрели свой первый рафт, спросите своих друзей-рафтеров или местных экипировщиков, какие рафты они обычно используют и, самое главное, почему они используют именно эти рафты. То же самое можно сказать и о путешествиях. Местные рафтеры, как правило, лучше всех знают, что лучше всего подходит для их региона.
Существует расхожее мнение, что «именно так и надо сплавляться», и это может показаться неприятным, если вы переезжаете в новый регион или не имеете опыта. Если вы столкнулись с подобным сопротивлением, важно не принимать его близко к сердцу. Рафтеры из других мест могут сказать, что вы не правы, раз сплавляетесь так, как хотите, но на самом деле нужно говорить: «Мы сплавляемся именно так, потому что считаем, что в этой местности это работает лучше всего».
Если вы сталкиваетесь с новыми рафтерами из других регионов, постарайтесь проявить к ним сопереживание и сочувствие. Это довольно смело с чьей-то стороны - отправиться за пределы своей зоны комфорта, чтобы покататься на рафте, особенно в незнакомой местности, а также подвергать себя чрезмерной опасности из-за того, что у него нет ни близких связей, ни особых знаний об этом районе.
Выбирая рафт, подумайте о том, как вы будете сплавляться 51% времени, и руководствуйтесь этим правилом при принятии решения. Учитывайте типичное количество людей в вашем рафте, тип рек, по которым вы планируете сплавляться, и ваш бюджет. Также стоит посетить местных производителей или диллеров, если таковые имеются, чтобы лично увидеть рафты и получить консультацию по выбору оптимального рафта для ваших конкретных нужд. Если вы дошли до этого момента, у вас наверняка остались вопросы, поэтому не стесняйтесь написать нам, и мы постараемся помочь.
Всегда помните, что лучший рафт - это, во-первых, тот, который вы можете себе позволить, а во-вторых, тот, которым вы пользуетесь более 50 % времени.